Новостной виджет для Яндекса

Архив номеров

Номер 11 (887) от 20.03.2013
Раздел: Война и мир

Камрань как трубка мира

Русские военные снова обоснуются во Вьетнаме?

 

В начале марта российский министр обороны Сергей Шойгу провел во Вьетнаме переговоры на тему возрождения военного и военно-технического сотрудничества двух стран. Через неделю он поставил перед адмиралами Российского ВМФ задачу: возобновить присутствие военных кораблей в разных частях Мирового океана

 

На наш взгляд, это решение – свидетельство важных перемен во внешнеполитическом курсе России. Стране снова важно «помахать своим флагом» – особенно в тех регионах планеты, которые традиционно считаются зоной интересов РФ. А значит, руководство России больше не зациклено только на внутренних проблемах.

Теперь, как считают некоторые эксперты, стало возможным возвращение российских кораблей в военно-морскую базу Камрань. Автор этих строк не понаслышке знает, что такое Камрань: на его глазах она развивалась с 1988 по 1992 год.

 

КАМРАНЬ КАК КАМЕНЬ В ОГОРОД США

 

У Камрани богатая история. В русско-японской войне там произошло памятное рандеву кораблей 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр адмиралов Рожественского и Небогатова. Оттуда они отправились к месту своей гибели в Цусимский пролив.

В 1960–1970-х порт Камрань был крупной тыловой базой США с полагающейся для такого объекта инфраструктурой. В 1972 году США передали военные объекты в Камрани южновьетнамской армии. 3 апреля 1975 года город был взят северовьетнамской армией в ходе весеннего наступления.

Сначала советский, а затем российский пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) во Вьетнаме появился 2 мая 1979 года. Договор об аренде порта Камрань на 25 лет СССР и Вьетнам подписали уже через два месяца после окончания китайско-вьетнамской войны (сейчас о ней почти не вспоминают – видимо, оттого, что малочисленный вьетнамский народ, по сути, одержал победу над великим китайским).

Пойти на этот шаг руководство нашей страны заставила холодная война: советская база во Вьетнаме стала противовесом военным базам США на Филиппинских островах – авиабазе Кларк-Эйр и военно-морской базе Субик-Бэй. Разумеется, «противовес» этот, если учесть соотношение сил, был весьма условным. Тем не менее с нашим военным присутствием в той части Азиатско-тихоокеанского региона явно считались.

Закат Камрани можно отнести к 1990–1991 годам, когда всем стало очевидно: страна, испытывавшая серьезные политические и экономические трудности, уже не в состоянии ее содержать. И в 2001 году российское руководство решает не продлять договор с Вьетнамом и досрочно эвакуировать ПМТО. Последние военнослужащие РФ покинули Камрань в мае 2002 года.

Впрочем, не исключено, что свою роль тут сыграло извержение филиппинского вулкана Пинатубо в июне 1991 года, фактически уничтожившее обе «противостоящие нам» американские базы.

 

КАМРАНЬ КАК КОЛЫБЕЛЬ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ

 

Сейчас говорят: аренда базы во Въетнаме была безвозмездной для нашей страны. Однако это не так. В качестве оплаты, помимо обновления инфраструктуры, оставшейся в наследство от США, руководство СССР обязалось построить современную военно-морскую базу, которую называло скромно – ПМТО «Камрань».

Эта крупнейшая советская военная база за рубежом общей площадью 100 кв. км решала проблемы тылового и технического обеспечения кораблей 17-й Оперативной эскадры Тихоокеанского флота, выполнявших боевые задачи в Тихом и Индийском океанах. Там могли размещаться до 10 надводных кораблей, 8 подлодок с плавбазой и до 6 вспомогательных судов. На оставшемся от американцев военном аэродроме авиакрыло состояло из самолетов-разведчиков типа Ту-95, истребителей МиГ-23 и вертолетов Ми-8. Там же базировались несколько самолетов военно-транспортной авиации.

Кроме того, на ПМТО «Камрань» была развернута база противолодочного и ракетного вооружения и технико-эксплуатационная часть, вещевой и продовольственный склады, хранилище горюче-смазочных материалов, казармы для личного состава, жилые дома, госпиталь. Охрану и оборону военных объектов обеспечивали подразделения морской пехоты ВМФ.

 

КАМРАНЬ КАК ПОДСПОРЬЕ ДЛЯ ТУРИЗМА

 

Все это, по истечении срока договора, безвозмездно передавалось вьетнамской стороне. Сколько это стоило нашей стране, история умалчивает. Поэтому возможное возвращение российского ВМФ в базу Камрань – факт позитивный. Огромные деньги, получается, были потрачены не напрасно.

А ведь одно время казалось, что российско-вьетнамские связи были изрядно подпорчены: в начале 90-х ходили слухи о том, что некоторые российские дипломаты, требуя погашения Вьетнамом советского 10-миллиардного долга, были крайне неуступчивы. Вьетнамская сторона предлагала гасить долг поставками свинины, риса, бананов и т.п. Наши, мол, отвечали: «Нет, гоните “баксы”».

Так ли это было, неизвестно, но появился холодок в отношениях. Это затем отразилось на большем, чем следовало бы (в нашем, разумеется, понимании), сближении позиций Вьетнама с США. Говорили даже, что в Камрань снова перекочуют американские военные.

Поэтому начавшееся сближение России и Вьетнама надо только приветствовать. Возобновление военного сотрудничества очень важно: Вьетнам ощущает давление Китая – речь идет о проблемах со спорными островами и сухопутными территориями. Китай в глазах Ханоя выглядит едва ли не основной военной угрозой. Так что вполне естественно, что вьетнамцы хотят иметь сдерживающий фактор. Отношения с США хоть и несколько потеплели, но все равно пока остаются натянутыми. Другое дело – военное присутствие России в Камрани.

Не менее важно и возрождение «общечеловеческих» отношений. В свое время вьетнамцы, называя наших граждан «ленсо», прямо-таки излучали симпатии и дружелюбность. Поговаривали, что, называя китайцев своими братьями, они называли русских друзьями, подчеркивая их высокий статус. Мол, с братом можно и поссориться, все равно потом помиришься. А с другом ссориться хуже – его можно потерять насовсем.

Кроме того, Вьетнам сейчас все чаще рассматривается как объект для туризма. А база Камрань – это не только важный и очень выгодный в военно-стратегическом отношении объект, который упрочит реализацию Россией своих геополитических интересов в Юго-Восточной Азии. Она может сыграть важную роль в укреплении взаимовыгодных экономических связей России и Вьетнама.

Виктор БОГДАНОВ


Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.



Добавить комментарий

     

 

 




Караван выходит в городах:

Тверская область
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер
Московская область
  • Волоколамск
  • Дмитров
  • Дубна
  • Клин
  • Лотошино
  • Солнечногорск
  • Шаховская

 

Цирк Филатовых

Оформи подписку на газету "Караван+Я"