Новостной виджет для Яндекса

Архив номеров

Номер 35 (859) от 29.08.2012
Раздел: Тема номера

Первый человек на луне и Валдай: ка они связаны?

На 83 году жизни скончался «первый человек на Луне» – Нил Армстронг. В качестве командира экипажа корабля «Аполлон-11» он стал первым, чья нога ступила на поверхность Луны 20 июля 1969 года. Смерть астронавта наступила в результате осложнений, связанных с операцией на коронарных артериях сердца

Я называю это поколение людей, живших в ХХ веке, «северными патриархами» или, иначе, «архангелами». И на самом деле, по количеству и значимости свершенных открытий их можно сравнить только с архангелами из библейских времен сотворения мира. Эти люди перевели человечество в Новый мир, без сожаления оставив в прошлом кибитки, запряженные лошадьми, голубиную почту, лучины в неказистых избах. Только вдумайтесь: в течение жизни одного поколения они изобрели электричество, высадились на Луне и создали Интернет.

 

ОСТРОВ

В прошлом году состоялась моя встреча с Анатолием Савиным. Это человек, который изобрел пушку для танка Т-34, первую в мире крылатую ракету, русскую атомную бомбу, создал оборону от военных спутников. Он – один из авторов атомной бомбы, которая обеспечила атомный паритет. Этот паритет был и остается гарантом относительного мира на планете. Мы все обязаны ему жизнью, но почти никто его не знает. Родом Анатолий Савин из города Осташкова Тверской области. Это на самой макушке Валдайской возвышенности, на озере Селигер.

Нил АрмстронгМестность между Москвой и Санкт-Петербургом загадочным образом всегда активизируется в истории в моменты эволюционных скачков. Эту особенность Валдая я неоднократно показывал в своих статьях. О том же говорят разные люди: от святого Серафима Саровского до академика Дмитрия Лихачёва.

Городомля – второй по величине остров на озере Селигер. В путеводителях можно прочитать о необыкновенной красоте его лесов, где художник Иван Шишкин написал этюды для картин «Корабельная роща» и «Утро в сосновом лесу».

Сегодня, если вы подплывете к острову, вас остановят красные таблички с надписью «Запретная зона». Если вы все-таки высадитесь на берег, то увидите, что весь остров обнесен по периметру колючей проволокой. Какая же тайна там скрыта?

 

ГИТЛЕРОВСКАЯ ГЕРМАНИЯ. ПРЕЛЮДИЯ ВЫСАДКИ НА ЛУНУ

Во время Второй мировой войны в Германии была создана баллистическая управляемая ракета А-4 («агрегат-4»), более известная как Фау-2 – принципиально новый вид оружия. Как только наступающая Советская армия заняла территорию немецкого ракетного полигона в Польше, туда прибыли советские инженеры. Все собранные находки были привезены в Москву и строго засекречены. В 1945 году в Германию было послано много советских инженеров – специалистов в разных видах техники и технологий, среди них В.Ф. Болховитинов, А.М. Исаев, Б.Е.Черток, позднее В.И. Кузнецов, В.П. Мишин, Н.А. Пилюгин.

Немецкий ракетный центр «Нордхаузен» – подземный завод, где работали пожизненно заключенные, – находился в советской зоне оккупации, но был захвачен американскими войсками. В июле 1945 года по настоянию Сталина американцы вывели войска из «Нордхаузена». На следующий же день там появились советские специалисты. Хотя американцы вывезли все, что смогли, оставшиеся материалы были существенными.

Советские специалисты через некоторое время создали в Германии институт «Рабе». Название «Рабе», по-немецки «ворона», – сокращение немецкой фразы Raketenbau und Entwicklun: «производство и разработка ракет». Институт находился в маленьком городке Бляйхерод. Начальником института стал Борис Черток.

Борис Евсеевич Черток – выдающийся учёный-конструктор, один из ближайших соратников Сергея Королёва, академик РАН, умер совсем недавно, 14 декабря 2011 г. В понедельник 12 декабря Борису Евсеевичу стало плохо, но лечь в больницу он отказался. Умер в 7:40 утра 14 декабря 2011 года в Москве от сердечной недостаточности, не дожив до векового юбилея менее трех месяцев. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Однако 67 лет назад, когда Борис Черток был начальником «Рабе», руководители немецкого ракетного проекта во главе с В. фон Брауном и В. Дорнбергером (всего около 500 человек) ушли на запад и сдались американцам. Американцы стали собирать на оккупированной территории остальных ракетных специалистов и вывозить в свою зону. Около 300 были сосредоточены в 3–4 км от демаркационной линии на стороне ответственности США, которая, впрочем, охранялась американцами весьма небрежно. Советское руководство института «Рабе» решилось на отчаянную операцию, которую поручили совсем молодому офицеру, выпускнику Военно-воздушной академии имени Жуковского старшему лейтенанту Василию Харчеву.

Немецкие ракетчики были расселены в отелях и на частных квартирах. Группа Харчева проникла в американскую зону для агитации немецких ученых.

Удалось переманить в институт «Рабе» нескольких крупных немецких специалистов обещаниями,  что они получат хорошую работу в Германии, а не в США. Самым ценным «приобретением» был Гельмут Греттруп, который руководил разработками систем управления. Борис Черток дважды встречался с немецким инженером, уговаривая его работать на СССР. В итоге Греттруп согласился на предложенные ему условия – зарплату в 5000 марок в месяц и виллу – и перешел в советскую зону с женой и двумя детьми. Борис Черток также планировал заполучить и фон Брауна, но в конце концов вынужден был отказаться от этой идеи.

Четверть века спустя, после первой американской экспедиции на Луну, один из коллег пошутил: «Это все Черток виноват. В 1945 году он задумал украсть у американцев фон Брауна и с задачей не справился». Борис Черток с обидой ответил: «И очень хорошо, что эта авантюра мне и Васе Харчеву не удалась. Просидел бы у нас фон Браун без толку на «Острове», потом отправили бы его в ГДР. Там, как бывшего нациста, никуда бы не допустили. А так с помощью американцев он осуществил не только свою, но и мечту всего человечества».

Советским специалистам в Восточной Германии удалось частично запустить один из немецких ракетных заводов. Кроме того, они обнаружили и отправили в СССР готовые комплектующие для сборки примерно десятка ракет. Уже осенью 1945 года советским правительством было принято решение создать вместо института «Рабе» институт «Нордхаузен». «Рабе» вошел в его состав в качестве института систем управления. Начальником института «Нордхаузен» стал Лев Гайдуков, а его заместителем – Сергей Королёв. В апреле 1946 года Совет министров СССР принял постановление о переводе всех работ по военной технике в Советский Союз. 13 мая 1946 года был выпущен секретный указ, предписывающий создание в СССР сети научно-исследовательских организаций в области ракетной техники. Подлежало эвакуации из Германии в Советский Союз около 7000 специалистов, не считая членов семей. Отобранных лиц должны были вывезти в СССР независимо от их желания. Все произошло стремительно и совершенно внезапно для немецких специалистов. Ранним утром 22 октября 1946 года к домам, где жили германские специалисты, подъехали армейские грузовики. Семьи и багаж грузились на автомобили и следовали на вокзалы. Там их уже ждали готовые к отправке железнодорожные составы.

 

СОВЕТСКАЯ РАКЕТНАЯ ПРОГРАММА

Вначале немцы были направлены на работу в советские ракетные институты в Химках, Монино и Подлипках. Но впоследствии немецких ученых и инженеров разместили в жилом городке научно-исследовательского института, занимавшегося перед войной проблемами борьбы с опасными заболеваниями скота (а скорее всего, работами в области биологического оружия). Находился этот центр на острове Городомле озера Селигер в Тверской области.

Первые 234 немецких специалиста прибыли туда 22 мая 1947 года, а за год в этом месте собрали всех немецких ракетных инженеров. С тех пор они проектировали ракеты, но не знали, как используются их разработки в СССР и насколько русские продвинулись в своих собственных проектах.

Озеро Селигер к тому времени, после расцвета и угасания торгового судоходства, стало довольно глухим уголком: единственным приемлемым путем сообщения с внешним миром была железнодорожная ветка Бологое – Великие Луки. Автодорога на Торжок была грунтовой, и даже двадцать лет спустя проезд по ней занимал часов шесть. К тому же Городомля отделена от суши штормящими проливами, и попасть на нее незамеченным невозможно.

Ракеты Фау-1 и Фау-2 были тщательно изучены и опробованы в испытательных пусках. В сентябре 1947 года советские и немецкие специалисты-ракетчики выехали на полигон в Капустин Яр, расположенный в низовьях Волги. Службы полигона в сентябре 1947 года практически еще только создавались. Солдаты еще жили в палатках и землянках.

Первый пуск ракеты Фау-2 состоялся 18 октября 1947 года. Она пролетела 207 км и, отклонясь на 30 км от курса, разрушилась в плотных слоях атмосферы. Вторая ракета вообще ушла в сторону, едва не упав на город Саратов.

Очень много проблем возникло при создании отечественного аналога системы управления Фау-2. Непросто, как пишет Борис Черток, было внедрять ее в серийное производство из-за высокого технического уровня. Производство ряда приборов для ракеты налаживалось на острове Городомле. Советская копия Фау-2 получила название Р-1, 10 октября 1948 года на полигоне Капустин Яр состоялось ее первое успешное испытание, и вскоре она была принята на вооружение. Так началась космическая «гонка».

12 апреля 1961 года состоялся полет в космос Юрия Гагарина… «Восток-1» – космический корабль из серии «Восток», первый космический аппарат, поднявший человека на околоземную орбиту. На корабле «Восток» 12 апреля 1961 года лётчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире полёт в космическое пространство. Старт корабля состоялся с космодрома Байконур в 9 часов 7 минут по московскому времени. Корабль выполнил один оборот вокруг Земли и совершил посадку в 10 часов 55 минут в районе деревни Смеловки Саратовской области.

 

АМЕРИКАНСКИЙ  ОТВЕТ

1 октября 1949 года Научно-технический совет НИИ-88, в том числе Гонор, Победоносцев и Королев, посетили Городомлю. Немцы доложили о результатах советским коллегам, которые увезли с собой их материалы. По некоторым данным, последней разработкой группы Греттрупа стал проект Г-5 (до этого были Г-2 и Г-4) – мощной ракеты. Для повышения ее грузоподъемности немецкие конструкторы расположили вокруг центрального блока четыре боковых. Этот проект не был доведен ими до завершения.

К этому времени в верхах советского руководства созрело решение об отказе от немецкого коллектива. В результате филиал №1 в октябре 1950 года прекратил свою деятельность. Многие немецкие ракетные специалисты, вернувшись в ГДР, вскоре перебрались в ФРГ.

После первых успехов СССР в освоении космоса американский президент Джон Кеннеди заявил, что первыми на Луне будут американцы. Советские конструкторы негласно включились в лунную гонку. Для высадки человека на Луну предстояло решить ряд сложных проблем, едва ли не главной из которых было создание сверхмощной ракеты. В СССР такая ракета – Н-1 – была построена. При взгляде на нее сразу бросается в глаза сходство ее формы с ракетами Г-2 и Г-4. Очевидно, при проектировании были использованы расчеты немецких аэродинамиков с острова Городомли.

Довести ракету Н-1 до стадии успешных полетов советские конструкторы так и не сумели. Было проведено четыре испытательных пуска, и все четыре закончились авариями.

«Аполлон-11» – пилотируемый космический корабль серии «Аполлон», в ходе полёта которого 16–24 июля 1969 года жители Земли впервые в истории совершили посадку на поверхность другого небесного тела – Луны.

20 июля 1969 года командир экипажа Нил Армстронг и пилот Эдвин Олдрин посадили лунный модуль корабля в юго-западном районе Моря Спокойствия. Они оставались на поверхности Луны в течение 21 часа 36 минут и 21 секунды. Всё это время пилот командного модуля Майкл Коллинз ожидал их на окололунной орбите. Астронавты совершили один выход на лунную поверхность, который продолжался 2 часа 31 минуту 40 секунд. Первым человеком, ступившим на Луну, стал Нил Армстронг. Это произошло 21 июля, в 02:56:15 UTC. Через 15 минут к нему присоединился Олдрин.

Астронавты установили в месте посадки флаг США, разместили комплект научных приборов и собрали 21,55 кг образцов лунного грунта, которые были доставлены на Землю.

 

МИСТИЧЕСКИЙ  ЦЕНТР

Анатолий Савин и Геннадий КлимовИзучая различные науки и религии, я все время не перестаю удивляться неким странностям и закономерностям, мистическим совпадениям, которые невозможно объяснить. Американский корабль, доставивший астронавтов на Луну, назывался «Аполлон-11». Герой античного эпоса Аполлон, «лучезарный и златокудрый», – хранитель солнечного света, наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз, дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида – Луну).

Профессиональные историки высказывают гипотезу (О. Керн, Дж. Скотт) об автохтонном дорийском происхождении культа Аполлона. Но я много раз доказывал в своих книгах, что сами дорийцы пришли в Древнюю Грецию с Валдая и Рифейской гряды, разделяющей притоки рек Белого моря и реки Волга (Ра). Отсюда, с Валдая, они, вероятно, и принесли первобытный культ бога Аполлона. Валдай мистически присутствует в процессе освоения космоса…

Однако космическая эпопея Валдая на этом не заканчивается. Я уже писал, что в стенах школы №1 города Торопца (который расположен тоже на Валдае) учились создатель российского космического корабля «Буран» Юрий Семенов и конструктор американского космического корабля «Шаттл» Поль Лоренс (в России его звали Севир Богданов). И советский и американский конструкторы – оба!!! – из этих мест и учились в одной школе. Что кажется невероятным, учитывая, как похожи американский и советский космические челноки. Мальчик Юрий Семенов после школы остался в Советском Союзе и стал выдающимся конструктором. Севир Богданов ребенком вместе с матерью был угнан в Германию. После войны перебрался в США, где стал специалистом в сфере ракетостроения. Был одним из главных конструкторов знаменитых американских шаттлов.

Юрий Семенов по сей день генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации «Энергия», Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, академик Российской академии наук.

Бывают на планете места, которые влияют на судьбу человечества – именно к таким относятся отроги Валдайской возвышенности. Вспоминая сегодня Нила Армстронга, жалею, что я не успел познакомиться с ним лично. Но я благодарю Бога, что Он дал мне прикоснуться к славе других великих «архангелов современности»,  с которыми я иногда встречаюсь здесь, на Валдае. И надеюсь, что это будет еще долго.

Геннадий КЛИМОВ


Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.



Добавить комментарий

     

 

 




Караван выходит в городах:

Тверская область
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер
Московская область
  • Волоколамск
  • Дмитров
  • Дубна
  • Клин
  • Лотошино
  • Солнечногорск
  • Шаховская

 

Цирк Филатовых

Оформи подписку на газету "Караван+Я"