Новостной виджет для Яндекса

Архив номеров

Номер 1-2(825-826) от 12.01.2012
Раздел: Тема номера

Время былин. Молодая семья из Твери возрождает древность

КАК ТВЕРСКИЕ ЭНТУЗИАСТЫ ВОЗРОЖДАЮТ СТАРИНУ

 

Реконструкция (то есть воссоздание материальной культуры той или иной эпохи) – занятие трудное, но интересное. И, что самое главное, редкое. Тверская область вообще мало представлена в истории реконструкции, и, чем дальше от нас время, тем оно загадочней. И трудно и интересно погрузиться в эпоху, когда Твери как административного центра ещё не было, а затем ещё и на деле воссоздать особенности давно минувших дней.

Клуб исторической реконструкции «Светозар» взял за основу своей деятельности исследование и воссоздание культуры Верхневолжья в период раннего Средневековья (вторая половина X – начало XI века). И хотя в клубе на сегодняшний день всего четыре постоянных члена, он с успехом функционирует вот уже полтора года (был создан в августе 2010 года). Руководителем клуба является студент исторического факультета ТвГУ Игорь Богомолов, который вместе с супругой Анной является его создателем.

– Задачей клуба было объединить людей, которые интересуются историей своей страны, своего региона, – рассказывает Игорь. – Мы решили заняться исследованием именно этого периода, потому что он самый малоизученный, но от этого не менее интересный.

Студент истфака Игорь Богомолов признаётся, что чем больше изучаешь историю, тем больше в ней белых пятен – постоянно всплывают неизвестные детали, и до конца исследовать даже один временной промежуток очень сложно. Но ведь и не боги горшки обжигают: главное, чтобы было интересно!

Реконструкция начинается с исследования курганов, по которым можно воссоздать примерную картину того, как жили люди (информацию о захоронениях можно получить в различных открытых источниках – фондах музеев, библиотеках, Интернете, благо с этим сейчас никаких проблем нет). Несмотря на то что Русь была крещена в X веке, языческие верования в народе сохранялись ещё долго (а некоторые их элементы присутствуют и сегодня), поэтому захоронения изобиловали различными предметами. Суеверные предки полагали, что вещи могут прийтись очень кстати по пути на тот свет.

– Несмотря на то, что в XI веке многих умерших хоронили в нательных крестах, их могилы всё равно были полны различных вещей: украшений, орудий быта (ножи, серпы), кухонной утвари и т.д., – продолжает Игорь. – По этим предметам можно определить, чем человек занимался при жизни, какого он был пола и возраста, его социальный статус. Чем больше труда было вложено в то, чтобы похоронить человека, тем больший вес он имел в обществе.

В одном из захоронений были найдены фрагменты одежды, окрашенные в цвета индиго и морены. Это было редкостью: первый цвет был привезён из Индии, второй – с Кавказа, то есть такую одежду могли себе позволить только состоятельные люди. Но, как говорит Игорь, клуб в основном занимается воссозданием быта сельского населения – и опять по той простой причине, что этим мало кто интересуется.

– Когда люди узнают, сколько трудов нужно затрачивать на реконструкцию, они, как правило, понимают, что не готовы уделять столько внимания, сколько требуется. В итоге в клубе остаются только самые преданные делу люди. При этом совсем не обязательно быть профессиональным историком, главное – интерес к делу. У нас, например, историк только я, – говорит Игорь.

Сам Игорь определённо реконструктор по призванию: мало того что внешне напоминает былинного героя, так ещё и многие предметы той далёкой поры делает прямо у себя дома.

– После обнаружения предметов начинается самое интересное: работа по их воссозданию, – делится Игорь секретами мастерства. – Дома я сам соорудил ткацкий станок, на котором можно создавать вещи из так называемой «домоткани» (домотканого льна): пояса, очелья (полоски из ткани, носившиеся на лбу) и т.д. Очень трудно воссоздать одежду целиком: её образцов практически не сохранилось.

Как объясняет Игорь, почва в наших краях достаточно сухая (в её основе – песок), и, в отличие от глинистых земель Пскова, Новгорода, одежда в ней сохранялась плохо: быстро истлевала.

– Если находок нет, мы берём за основу предположение о том, какими были вещи, и воссоздаём их, основываясь на этих предположениях. Это называется «экстраполяция», – объясняет Игорь.

Но обычно то, какими были предметы, удаётся передать с достоверной точностью. Если с одеждой не всё так однозначно, то с обувью дела обстоят иначе: хотя лапти собственноручно Игорь не плетёт (говорит, что дело это не такое простое, как кажется), обувь из кожи они с женой шьют с удовольствием. Как оказалось, именно обувке из кожи наши предки во вторую половину X – начале XI в. отдавали предпочтение. Игорь и Анна занимаются также изготовлением украшений.

– Конечно, в основном украшения клали в женские погребения, – поясняет Игорь, – но и в мужских они тоже встречаются. Причём украшения в тверских захоронениях имеют свои характерные черты. Доказательством того, что наши предки не сразу отказались от языческих верований, являются, кстати, ещё и бубенчики, которые находят в погребениях: их носили у пояса как средство отпугивания злых духов.

Не менее интересна реконструкция и предметов быта, посуды того времени (кружек, мисок, горшков, сковородок и т.д.), причём Богомоловы и сами применяют такую посуду в быту: Игорь, например, пользуется деревянной ложкой, сделанной своими руками.

– Игорь, а какая всё-таки главная цель вашей деятельности? – не могу не поинтересоваться я.

– Не сказать, что у нас строго научная цель, – поясняет реконструктор. – Прежде всего нами движет интерес к реконструкции. Очень важно заниматься тем, что нравится. Наш клуб – это ведь не только труд, но ещё и отдых, полезный для души и тела. Мы выезжаем на природу, на исторические фестивали. Например, в июле 2011 года в Кимрском районе проходил фестиваль «Былинный берег», на который съехались представители различных исторических объединений. Это был неоценимый опыт. Конечно, нам хотелось бы быть полезными обществу и передать наш опыт потомкам – чтобы они не забыли свои корни. Ведь если забыть историю, можно забыть и о самобытности народа. Не хотелось бы этого допустить. Клуб называется «Светозар», что означает «озаряющий светом». Мы как раз и занимаемся тем, что распространяем знания (свет) о жизни наших предков (то есть о своём прошлом).

Алёна ВОЛКОВА


Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.



Добавить комментарий

     

 

 

Список комментариев к статье

15.01.2012 00:59 яромир
Странная статья о наших предках.и не одного слова Русские.русь видимо автор боиться антирусских законов и власти.
15.01.2012 00:37 тарас
Ну.а предкит-то были были Руссы.похоже автор всячески умудряется не употребить слово Русский боиться попасть под антируссие законы .или это цензура редактора?







14.01.2012 15:18 Антон
Ребята молоды. Ждем на "Былинный берег"!
11.01.2012 23:40 XviL
Ребята огромные молодцы. Удачи им на нелегком поприще реконструкции, и конечно развития "Светозару"!



Караван выходит в городах:

Тверская область
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер
Московская область
  • Волоколамск
  • Дмитров
  • Дубна
  • Клин
  • Лотошино
  • Солнечногорск
  • Шаховская

 

Цирк Филатовых

Оформи подписку на газету "Караван+Я"