Новостной виджет для Яндекса

Архив номеров

Номер 46(818) от 16.11.2011
Раздел: Это интересно

Акрополь волхвов

В ПОДМОСКОВЬЕ НАЙДЕН КИММЕРИЙСКИЙ ГРАД КЕРБЕР

 

Елена Ильина, моя проводница по лесам Максатихи, показала мне гигантский никому не известный мегалитический памятник, который вполне может быть городом Кербер (Цербер) древнейшего народа кимры. Там же было огромное дохристианское кладбище, возможно, киммерийских царей. От этого древнейшего народа происходит много других народов. Например, жители графства Уэльс в Великобритании называют себя кимрами. Откуда же был родом этот народ? Кажется, мы нашли его религиозную столицу недалеко от Москвы и Твери.

Киммерийцы – племена, населявшие северо-восточное Причерноморье в VIII—VII вв. до н. э. Керченский пролив между Азовским и Чёрным морями именовался Боспором Киммерийским, по имени народа, пришедшего с севера и образовавшего здесь первый центр античного мира - Боспор. Отсюда эллины расселились по Адриатике, образовав античный мир.

В 70-е гг. VII в. до н. э. киммерийцы в Малой Азии захватили Фригию, а в 50-е гг. — Лидию. О киммерийско-скифском вторжении в Малую Азию свидетельствуют находки древнейших «скифских» наконечников стрел при раскопках на территории современной Турции. В археологии балканских стран название «киммерийцы» связывают с культурой переходной эпохи от бронзы к железу. Именно киммерийцы принесли на юг с севера технологию производства железа.

Геродот называет киммерийцев доскифским населением Северного Причерноморья. Также их упоминают Гомер и Каллин. В «Одиссее» киммерийцы - легендарный народ, живущий у океана, куда никогда не проникают лучи солнца. Филологи Аристарх и Кратет исправляли у Гомера написание «киммерийцы» на «керберии».

 

ВЫХОД ИЗ ЦАРСТВА МЁРТВЫХ

Кербер, также Цербер, охранял выход из царства мёртвых Аида, не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Однако это удивительное по силе существо было побеждено Гераклом. Он одолел Кербера с помощью Гермеса и Афины. От пены из  пасти Кербера появилась трава аконит. Древние кельты и славяне натирали экстрактом этого растения наконечники стрел и копий, предназначенных для охоты на волков, пантер, барсов и других хищников. Это подтверждают сохранившиеся в народе прозвища аконита — волчий корень, волкобой, у славян — песья смерть, песье зелье.

Именно заросли такой травы, похоже, нам пришлось преодолеть, чтобы добраться до святилища. Лена показала синий камень, который, вероятно, был в старину формы яйца огромного размера. Но сейчас он расколот. Некоторые старожилы утверждают, что его раскололи под руководством НКВД в 30-е годы ХХ века. Но и сейчас его фрагменты поражают. Несколько кусков от этого камня были нами обнаружены в соседней деревне за несколько километров. Сторожит осколок культового камня баба Борисовна. На камне она «лечится», камень выполняет и важную хозяйственную роль. К нему всегда вечером возвращаются местные коровы. Поэтому их не надо пасти. Они бродят по полям самостоятельно, а вечером приходят к камню.

Совсем рядом с «яйцом» было несколько огромных кромлехов из валунов и объект, который мне встречается впервые. Это большой курган из внушительных валунов. Сейчас он порос берёзами, но видны входы в его внутренние помещения.

Существовало несколько локализаций выхода из царства мёртвых. По одной из них, Геракл вывел Кербера. О «киммерийском граде» рассказывал Гекатей. Эфор Кимский помещает, правда, их ошибочно около озера Аверн в Италии.

Однако здесь под Максатихой мы обнаружили целую аллею, длиною несколько километров, на которой (примыкая один к другому) располагались жальники. Это могилы (вероятно, могилы) древних волхвов. Это такие плоские курганы, которые состоят из небольших камней, сваленных в кучу. Обычно под ними ровная площадка из песка, на котором начертан крест из пепла. Я уже говорил, что в Средней Азии у ариев был обычай на могиле воинов или волхвов делать такие курганы. У современных евреев до сих пор сохраняется традиция приносить на могилу камень. У киммерийцев мудрецы жили в верховьях Волги, за тремя переправами. Старые воины уходили в верховья рек на север. Такая традиция сохранялась на Руси почти до современности, когда престарелые цари уходили в монастыри.

 

ИСТОЧНИКИ О КИММЕРИЙЦАХ

Киммерийская проблема является одним из сложнейших вопросов истории I тыс. до н. э. Она включает в себя комплекс проблем, связанных с происхождением и историей киммерийцев. В Малой Азии обнаружены захоронения, которые можно уверенно связать с историческими киммерийцами. Материальная культура киммерийцев аналогична племенам скифской общности. Но на юге находятся могилы воинов. А их пожилые вожди уходили на север.

Наиболее достоверными источниками, в которых сохранились сведения о киммерийцах, являются документы Новоассирийского царства. Это надписи на «анналах», где описаны деяния царей Ассирии, а также переписка с агентами и запросы к астрологам и оракулам. Переписка велась клинописью на аккадском языке. Многие глиняные таблички сильно повреждены. Данные, полученные из анализа архивов царей Саргона II, Ассархаддона и Ашшурбанипала, сводятся к следующему.

В 714 г. до н. э. киммерийцы впервые зафиксированы в районе к северу или северо-западу от озера Севан. Царь государства Урарту по имени Руса I совершил поход на киммерийцев и потерпел крупное поражение, в результате которого многие знатные лица попали в плен. В это же время киммерийцы напали на соседнюю с Манной область Уаси, в районе озера Урмия. После этих событий киммерийцы не упоминаются в ассирийских текстах в течение 35 лет.

В 679 г. до н. э. царь Ассархаддон разбил войско киммерийского царя Теушпы, но эта победа не имела особых последствий. Вскоре киммерийцы напали и частично подчинили себе Фригию, убив при этом царя Мидаса. Восточная группа северян приняла участие в восстании Каштарити в 671—669 гг. до н. э., в результате которого образовалось Мидийское царство.

В 660-х гг. до н. э. они усиливают натиск на Лидию, в результате чего царь Гиг обратился за помощью к Ассирии. Лидийцам удалось нанести поражение киммерийцам, на некоторое время обезопасившее царство. В это время северянам удалось отторгнуть у Ассирии ряд западных территорий. Усилившись, киммерийцы во главе с царём Дугдамми в 644 г. до н. э. вновь атакуют Лидию, в результате чего были взяты Сарды и погиб царь Гиг. В это время происходит единственное столкновение греков с киммерийцами, которым удалось захватить некоторые города Ионии. Вскоре были предприняты новые нападения на Ассирию, но в ходе одного из этих походов царь Дугдамми умер от болезни и киммерийцы отступили. Его наследник Сандакурру упоминается как враг Ассирии в одном из текстов Ашшурбанипала, но воинам севера больше не удалось восстановить своё могущество. Больше они не упоминаются в ассирийских документах.

В настоящее время все сведения о киммерийском языке являются весьма гипотетическими в связи с тем, что от их языка сохранилось всего несколько имён собственных в ассирийской транскрипции (Te-ush-pa, Dug-dam-me, Sandaksatru), а также название самого народа. Имя киммерийского царя Сандаксатру абсолютно аналогично иранскому Артаксеркс и может быть интерпретировано как: Ксеркс, «Царь героев» (или «Герой среди царей») страны Арта (или Арата). Это указывает, что их столицу следует искать в районе Валдайской возвышенности на севере, где был центр этого архаичного государства. Самоназвание киммерийцев, вероятно, звучало как «гимер» или «гимир».

 

СЛЕДЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Так откуда они взялись и куда подевались? Должны же быть где-то следы той цивилизации, которая породила непобедимые армии, которая подарила человечеству секрет обработки железа и колесницы. В древних текстах «Отца истории» Геродота сказано, что вся страна, которую в его время (V в. до н.э.) занимали кочевые скифы, ранее принадлежала киммерийцам, покинувшим её под давлением скифов. В подтверждение своих слов он пишет: «…и теперь еще есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийские переправы, есть и область, называемая Киммерией, есть и так называемый Киммерийский Боспор (IV, 12)». От Геродота мы знаем также о могиле киммерийских царей у реки Тираса.

Остатки этих стен я сегодня видел. Это валы, которые тянутся с северной стороны реки Молога на много километров. В Тверской области есть город Кимры, который назван по имени ручья Кимерка, который впадает в Волгу. Однако Кимрский район довольно населённый, следов архаичных эпох там найти почти невозможно. Максатиха же на несколько сот километров северней, и здесь этих следов цивилизации киммерийцев более чем достаточно.

Аллея из могил волхвов сориентирована по сторонам света. На севере она упирается в древнее городище на берегу реки Мологи. На юге она упирается в место, которое называлось Дивная гора или гора Дэвов. Сегодня её нет, там на её месте огромный карьер. Когда-то её срыли. Вообще на этом археологическом объекте создаётся впечатление, что кто-то старательно пытался его уничтожить. На другом берегу реки Мологи находятся несколько архаичных укреплений, похожих на древние крепости. Весь мегалитический комплекс очень напоминает упомянутую Геродотом могилу киммерийских царей у реки Тираса.

Местные бабушки передают легенду, что в начале ХХ века здесь «копал» Николай Рерих с местными помещиками. Под церковью нашли могилу женщины, которая была трёх метров ростом, при этом даже сохранились её наряды. Все старожилы утверждают, что скифско-киммерийская женщина была в «красных кожаных сапогах» и при оружии. Это редкость, потому что у кимров не было обычая хоронить в гробах. Поэтому их могилы и не обнаруживаются. Обычно на севере волхвов и воинов сжигали. Или в одно время оставляли в открытых гробах но съедение стервятникам. Странную могилу киммерийки Рерих и его товарищи закопали, но вскоре оба местных помещика, принимавших участие в раскопках, заболели и умерли, а Николай Рерих спешно уехал в Индию. Такая легенда. Ким – это еще означает «очень большой». Вероятно, древний народ был очень большого роста.

Участие женщин в войнах - это тоже отличительная черта киммерийцев. Похоже, что до начала железного века женщины жили в кибуцах – матриархальных общинах. При таком устройстве общества образуется много «лишних мужчин», которые собираются в орды и казачьи сечи. Именно эти орды и атаковали государства Передней Азии. Оставшиеся в живых воины в старости посвящались в волхвы и уединялись в Северном Боспоре на Белом море или Белоозерье. Вход в этот мир святых людей был на верхних притоках Волги. Именно такое место мы вчера исследовали под Максатихой.

*   *   *

Цивилизация киммерийцев положила начало народам России, но, уходя на запад и восток, они покоряли периферийные народы, принося культуру северных патриархов и секрет производства железа. Фамилия Ким является самой многочисленной в Корее.

Для большинства Кимов основателем рода является правитель древнего государства Гарак, король Суро из Кимхэ. Существует красивая легенда о том, что с неба спустилось яйцо и превратилось в юношу, который впоследствии стал королем Суро. Не о том ли яйце идёт речь, осколки которого мы обнаружили под Максатихой?

Геннадий КЛИМОВ


Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.



Добавить комментарий

     

 

 




Караван выходит в городах:

Тверская область
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер
Московская область
  • Волоколамск
  • Дмитров
  • Дубна
  • Клин
  • Лотошино
  • Солнечногорск
  • Шаховская

 

Тверской цирк

Оформи подписку на газету "Караван+Я"

Абитуриент-2018