Новостной виджет для Яндекса

Архив номеров

Номер 33 (1165) от 22.08.2018
Раздел: Экономический пейзаж

120 лет Тверскому вагонзаводу. Как начиналась история знаменитого предприятия

Русскому предпринимательству более 1000 лет, и связано оно с сотнями купцов и промышленников: Строгановы, Демидовы, Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Третьяков, Сытин и многие другие, здесь нет возможности всех перечислить. Однако много чего в промышленности России и СССР создавалось с использованием иностранных инвестиций, о чем предпочитала умалчивать советская историография. А начиналась эта традиция еще в конце XIX века.

В период царствования Александра III в российской империи промышленность развивалась хорошими темпами, в частности железнодорожное строительство. К 1894 году, когда скончался император, протяженность казенных (т.е. государственных) дорог составляла 16866 верст, а частных – 14363 версты, всего 31219 верст. В 1896 году, т.е. через два года, общая протяженность составила 35300 верст. Как говорится, налицо прогресс в железнодорожном деле.

Увеличение протяженности дорог требовало увеличения количества подвижного состава, в том числе пассажирских и товарных вагонов, производство которых в России находилось в зачаточном состоянии. Разу-меется, промышленники в Западной Европе хорошо видели процесс индустриализации у русских и желали получить прибыль, которую на Западе из-за сильной конкуренции заработать было очень непросто. Поэтому иностранный капитал стал проникать в Россию особенно активно уже с 90-х годов XIX века.

Тверь привлекала тем, что находилась на железной дороге Москва – Петербург, это давало возможность надежного привоза материалов, вывоза изделий к портам Балтики; в губернии имелось большое количество дешевой рабочей силы из-за разорения крестьянства; местные рабочие знакомы были с обработкой дерева, которое было дешевле, чем на Западе; губернское правительство во главе с 50-летним Павлом Ахлестышевым (1845–1933), а затем с 1897 года 47-летним Николаем Голицыным положительно относилось к идее сооружения завода. Городская управа во главе с Александром Карповым тоже была заинтересована в появлении промышленного объекта, который смог бы пополнять городскую казну арендной платой за землю и из других налоговых отчислений.

 

1896 год. Земцы – против, губернатор – за

Летом 1896 года в Париже сформировалось Верхневолжское общество железнодорожных материалов с целью построить завод в Твери. Инициатором выступило другое общество – «Диль и Бакалан», действовавшее в строительном бизнесе на основе смешанного франко-бельгийского капитала. Совладелец Диль руководил работой Общества из бельгийского города Лувен, а Бакалан – из французского города Бордо. 24 июля 1896 года директор-распорядитель нового общества В.Г. Допельмайер прибыл в Тверь и был принят городским головой А. Карповым в качестве представителя отделения в Петербурге Верхневолжского общества железнодорожных материалов.

Предложение было сформулировано так: продать участок земли от 60 до 80 десятин (от 66 до 88 га) для устройства франко-бельгийским обществом «Диль и Бакалан» вагоностроительного завода, причем участок необходимо иметь поблизости от железной дороги или вообще примыкать к ней. Сообщение иностранца об основном капитале спонсора в 10 млн франков убедили тверитян о солидности затеянного мероприятия. Число рабочих завода планировалось от 2 до 3 тысяч человек, мастеров привезут из Европы, обещалось построить жилье для рабочих. (В других опубликованных документах говорится не о покупке земли, а о сдаче ее в аренду на 90 лет, а основной капитал равнялся 10,5 млн франков.)

Не мешкая, гостю показали участок в 5 верстах от центра Твери, поросший лесом и кустарником, площадью 73 десятины (около 80 га). Получив устное согласие, В.Г. Допельмайер послал телеграмму в Париж, и 27 июля в Тверь прибыл член правления общества «Диль и Бакалан» Марк Дюрье, который и заключил предварительный договор с тверской управой на условиях города из 14 пунктов.

Однако нужно было придать законную силу этому намерению, для чего нужно согласие управы и губернатора. Надо сказать, что в те годы администрации города и губернии находились в «контрах» с земским движением, земцы пристально изучали любое действие властей и не раз противодействовали их начинаниям. Земцы опасались загрязнения Волги, будут ли заводские корпуса приспособлены к нашим суровым зимам, беспокоились о жилищной, медицинской сторонах начинания. Ну а западные умельцы заключать такие договоры тоже не сидели сложа руки: банкеты с шампанским, подношения «на память» сделали свое дело: 23 сентября между тверской управой и обществом «Диль и Бакалан» был заключен по всем правилам договор о сдаче в аренду участка земли в 73 десятины на 90 лет «для устройства вагоностроительного завода, а равно и других заводов и фабрик по его усмотрению».

В договоре прописана ежегодная арендная плата в 2500 рублей, которая повышалась на 10% через каждые 12 лет. К 1986 году, т.е. через 90 лет, все постройки и здания становились собственностью Твери, а содержимое – машины, станки и прочее – арендатора. Кроме того, договор давал право арендатору «рыть ямы, копать колодцы, канавы, проводить подземные трубы, устраивать насыпи, пользоваться и добывать из земли песок, глину и другие необходимые строительные материалы».

Подписали документ от тверской стороны городской голова А.Ф. Карпов, члены управы Е.А. Знаменский и Ф.А. Куров, от франко-бельгийской – М. Дюрье. Губернатор П.Ф. Ахлестышев в пику земцам сразу полностью одобрил новый проект.

1897 год. Электричество в новинку

Сразу же начались работы по очистке земли от деревьев и кустарников, по устройству подъезда к железной дороге, сооружению мастерских завода, домиков для мастеров, землянок и времянок для рабочих, наем рабочих и крестьян и прочее, что сопутствует начинанию крупного дела, а 11 апреля 1897 года «высочайше» утвердили устав завода. Вскоре возвели кочегарку, кирпичный завод, силовую станцию, строительство шло ускоренными темпами, трубы будущего завода стали заметны из самого города.

На стройке работали сотни бывших крестьян из тверских сел и деревень. Директором возводимого завода стал иностранец Ю.П. Либке. Исследователи утверждают: «В силовой станции иностранные специалисты установили громоздкие паровые машины с электрическими генераторами постоянного тока. От них в мастерские потянулись толстые медные провода. Электричество явилось новшеством для Твери, где все фабричные станки приводились тогда в движение непосредственно паровыми машинами».

Работа шла не очень гладко. 7 мая 1897 года арендаторы представили на утверждение губернскому правлению все чертежи на строительство зданий и сооружений. Совещательное присутствие губернского правления нашло представленную документацию непригодной и забраковало эти проекты, разработанные под руководством инженера Миньюи – доверенного лица общества в Петербурге. Что и было зафиксировано в протоколе. Однако была и приписка: «Вследствие личного приказания его превосходительства господина Тверского губернатора постановили: производство работ по постройке зданий завода разрешить». Мнение губернатора Ахлестышева тут оказалось весомее, чем мнение разных там чиновников управы. Подобные противоречия продолжались на всем протяжении работ, но дельцы из Европы делали свое дело с напором и с личной материальной заинтересованностью отдельных наших чиновников.

1 ноября 1897 года Павел Ахлестышев перестал быть губернатором, им был назначен князь Николай Голицын Высочайшим указом от 7 ноября 1897 года. Новый управленец прибыл в Тверь 13 декабря, он понимал значимость возводимого промышленного объекта и не воспринимал возгласы земских деятелей по поводу нарушений строителями в части сохранения экологии и бытовых условий рабочих. Работа между тем продолжалась без остановок, закладывались и строились здания мастерских: механической, деревообрабатывающей, рессорной, литейной, котельно-швеллерной, колесно-токарной с освещением угольными дуговыми фонарями.

Однако бытовые удобства для рабочих не предусматривались (раздевалка, места для умывания, курения), сделали только не слишком благоустроенные отхожие места. Впоследствии это сказалось на формировании революционных настроений у рабочих вагонзавода.

 

1898 год. Официальная дата создания

К лету 1898 года основные корпуса завода в целом были готовы. На заводе работали около 880 рабочих – выходцев из крестьян Тверской губернии, а несколько десятков мастеров и квалифицированных рабочих были выписаны из Европы, и жили они при заводе гораздо в лучших условиях, чем местные.

6 июня директор Ю.П. Либке озвучил просьбу на запуск завода в работу, а 17 июля все построенное осмотрела комиссия из губернского правления, она впечатлилась увиденным и рекомендовала начальству подписать договор от 1896 года. 25 августа 1898 года вице-губернатором Н.Н. Усовым выдано директору Ю.П. Либке разрешение с названием «Свидетельство на открытие действий завода». Это и считается сегодня датой создания ТВЗ.

В декабре 1898 года завод получил первый заказ на изготовление 150 крытых двухосных тормозных товарных вагонов для казенных дорог. Дела фирмы «Диль и Бакалан» пошли с прибылью, в народе завод прозвали французским, а официально это Верхневолжское акционерное общество железнодорожных материалов, нанимавшее все больше и больше рабочих рук. В январе 1899 года завод изготовил первые 13 из 150 заказанных товарных вагонов грузоподъемностью 750 пудов (12,5 тонны), а первый двухосный пассажирский вагон 4-го класса выкатили из завода в 1902 году.

Всего до национализации в 1918 году завод выпустил 26 тысяч товарных и 1490 пассажирских вагонов. Впечатляет и рост количества рабочих завода: в 1897 году их было 800, в 1900 году уже 2 тысячи, в 1903 году – 3440 человек, а годовая продукция составляла в рублях более 3,6 млн.

Дальнейшая его история началась в 1926 году, до этого времени завод фактически не работал, был на консервации.


С юбилеем!

А.И. Василенко, генеральный директор АО «ЦКБ ТМ»:

– От всей души поздравляю коллектив и ветеранов Тверского вагоностроительного завода с юбилеем!

Большой исторический путь протяженностью 120 лет, который прошло предприятие с момента своего основания по настоящее время, позволил создать значительную техническую базу, накопить огромный опыт производства и использовать этот опыт с внедрением в производство современных технологий.

Такая внушительная дата говорит о значимости предприятия для экономики, об умении сохранять лучшие производственные традиции и работать в любых экономических условиях. Это вызывает настоящее восхищение!

Профессиональная высокопроизводительная работа трудового коллектива всегда была примером для многих предприятий нашей страны. Завод, начавший свою работу в 1898 году, за свою историю неоднократно демонстрировал высокое качество изделий, подтвержденное российскими и зарубежными классификационными обществами. Труд многих заводчан отмечен правительственными наградами и государственными премиями.

Несомненно, огромную роль в успехах предприятия на протяжении всей его истории играют эффективное руководство, слаженная работа коллектива, высокий профессионализм и уровень подготовки каждого сотрудника. Достижения коллектива позитивно отражаются на благосостоянии и перспективах всех работников.

Ваш труд – основа благополучия и стабильности. Благодаря вашему трудолюбию, высокому профессионализму, доблести, упорству и терпению ваше предприятие стало одним из самых успешных. Ваш труд является уважаемым, ведь вы делаете комфортной жизнь многих людей, укрепляете государственную экономику. Вы внедряете современное оборудование, совершенствуете технологически процессы, что позволяет успешно справляться с поставленными задачами, повышать технологическую, экономическую и экологическую эффективность производства и наращивать его объемы, расширять ассортимент своей продукции и осваивать новые рынки сбыта.

Тверской вагоностроительный завод зарекомендовал себя как надежный партнер, четко выполняющий принятые на себя обязательства и вкладывающий в реализуемые проекты невероятное количество сил и души.

Мы искренне рады, что наше с вами сотрудничество помогает развитию нашего региона. Наше многолетнее партнерство и успешное взаимодействие вносит большой вклад в ракетно-космическую отрасль и обороноспособность страны.

Пусть в вашей команде царит дух творчества, стремление покорять вершины, нескончаемое желание оттачивать мастерство и профессионализм.

Мы желаем вашему предприятию процветания, успеха в свершении самых амбициозных планов и проектов, высоких достижений, эффективной работы, надежных партнеров и финансовой стабильности.

Борис Ершов


Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.



Добавить комментарий

     

 

 




Караван выходит в городах:

Тверская область
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер
Московская область
  • Волоколамск
  • Дмитров
  • Дубна
  • Клин
  • Лотошино
  • Солнечногорск
  • Шаховская

 

Тверской цирк

Оформи подписку на газету "Караван+Я"

Абитуриент-2018