Новостной виджет для Яндекса

Архив номеров

Номер 41 (1122) от 18.10.2017
Раздел: Образ жизни

Торговый караван. Аршак Туниев – о великом пути из Твери в Астрахань

В этом году исполнилось 75 лет известному в Твери человеку, заслуженному работнику культуры Аршаку Карповичу Туниеву. В свое время из Твери до Астрахани он водил торговые караваны, о которых знала  вся Россия. Немало своей жизни он отдал тверской культуре: преподавал в культпросветучилище, был директором Тверской областной филармонии и Калининского драматического театра. Аршак Карпович поделился с «Караваном» своими воспоминаниями, а также идеями, которые у него есть по развитию туризма в Тверской области.

Аршак Туниев любезно пригласил к себе в гости. Символично, что окна квартиры выходят прямо на набережную Волги. Сначала он рассказывает неохотно, повторяя: «Я свое тщеславие давно утолил». Однако, увлекшись, достает все новые и новые фотографии, публикации из газет и буклеты, сохраненные в личном архиве. Одна из статей об Аршаке Карповиче, которая когда-то была опубликована в тверской газете, начинается со слов: «Он был в сауне с Аллой Пугачевой…». Действительно, на кухонном столе перед нами целая куча фотографий с автографами известных артистов.

Наш собеседник – это человек-сюрприз: в Твери он проводил выставки, кинофестивали, концерты самых разных звезд и даже выпускал свою водку «Аршачок с хреном» и т.д. Поэтому сложно было выбрать тему для разговора, чтобы она уместилась в материале. Мы решили поговорить именно о «Великом русском пути», созданном Аршаком Карповичем: в 1990-е годы торговые караваны по-настоящему прославили Тверь. Позже появилась и газета «Караван», одно время даже ходила история, что еженедельник назван именно в честь  торговых караванов. Представляем воспоминания Аршака Карповича.

Четыре кейса бриллиантов и Кимрская обувная фабрика

В 1992 году  мы проводили в Твери дни хозяина по инициативе Международного фонда поддержки экономических реформ России. Это была выставка, где самые разные организации представляли свою продукцию. Организатором выступала фирма «Савва М.М.», которой я тогда руководил. Именно после дней хозяина появилась идея создать торговый караван «Великий российский путь». Идея отсылала к Афанасию Никитину, который когда-то также начинал свой путь из Твери.

Летом 1993 года мы отплыли с первым караваном, тогда это было трехпалубное судно и огромные катамараны. В акции участвовали несколько сотен организаций со всей России. Первый караван не был таким ярким, как последующие. О нас еще мало знали. Помню, в одном из городов вышла статья с названием «Что-то плывет по Волге».

Во время подготовки второго каравана мне пришло письмо поддержки от Черномырдина, после которого мы увеличили количество городов, в которых должны были остановиться. Тогда еще вышло постановление правительства России с распоряжением оказывать нам всяческую помощь.

Так о нас узнала вся страна, с нами путешествовали журналисты федеральных каналов и газет. Стали встречать песнями, плясками, концертами, а однажды даже с воздушными шарами. В каждом городе мы останавливались на три дня, устанавливали боксы для всех организаций, и они уже продавали свои товары. Помню, например, индуса, который вез четыре кейса бриллиантов. Тверские предприятия участвовали практически все: от «Пролетарки» до Кимрской обувной фабрики. Тверской пивзавод, который сейчас называется «Афанасий», ездил с нами. Тогда их представитель смог во многих городах договориться на прямые поставки, без посредников.

***

Нас всегда охраняли автоматчики. Часть людей охраняла караван, а часть – сейфы, у каждой организации он был свой. Но, к счастью, ни разу не было криминальных историй. Оказывается, что каждого начальника милиции тогда предупреждали, если что-то случится, сразу погоны снимут.

***

Позже мы придумали начинать наш путь от истока Волги, а каждому мэру города, в котором стояли, вручали графин с водой из источника. Символичный подарок, на мой взгляд.

 

«Караван» украли москвичи

Помню, как искали корабль для одного из караванов. Оказалось, что поблизости все корабли заняты. Остался только «Александр Суворов», который никто не брал. Дело в том, что он был только после ремонта: в 1983-м случилась трагедия, теплоход налетел на мост через Волгу около города Ульяновска. Снесло рубку и кинотеатр. Это была настоящая катастрофа, больше ста человек погибли. Я нашел выход, предложил капитану освятить корабль в Твери и потом отправиться по «Великому русскому пути». Он до сих пор звонит мне, когда заходит в Тверь.

***

Со временем нами заинтересовалась Индия, один из караванов даже провожал посол страны в России. Так возникла идея дойти до самой Индии, как Афанасий Никитин когда-то. Я даже вел переговоры с посольством. Мы должны были дойти до Астрахани, по Каспийскому морю пройти в Иран, там добраться до Индийского моря, где индусы пересадили бы нас на свои корабли. В Индии мы бы продали свои товары, а на обратном пути индусы торговали бы своими.

***

Однако нашу идею решила забрать Москва. В последнем караване с нами путешествовала женщина – я только потом понял, что это был засланный казачок. Последний караван проходил уже без моего участия, я только еле-еле уговорил их заехать в Тверь. Так «Великий российский путь» ушел в небытие.

***

Уже сейчас мне многие люди предлагали возродить «Великий российский путь», но я отказываюсь, время уже не то. Сейчас было бы неплохо, если бы вернули конкурс «Этническая красавица», который мы когда-то проводили. В нем участвовали представители разных национальностей. Он сильно отличался от современных, никаких «90-60-90», главное – это национальный костюм. Не знаю, почему его сейчас не проводят.

 

Бренд Афанасий Никитин нуждается в раскрутке

Как-то меня пригласили на обсуждение развития туризма в Тверской области. И я понял, что обсуждается все, что угодно, но главный бренд региона Афанасий Никитин до сих пор не используется в полной мере. Ведь это один из великих русских путешественников.

***

В Твери есть Музей козла, но нет музея Афанасия Никитина. Нужно открыть этот музей, он может быть посвящен не столько самому путешественнику, сколько городам, в которых он побывал по дороге в Индию. Попросить каждый город подготовить экспозицию, например рассказать об их жизни в XV веке. Обратиться и в посольство Индии, чтобы совместно приготовить стенд об Афанасии Никитине и о его пребывании в Индии.

***

Я думал, что этот музей хорошо было бы открыть в здании речного вокзала. Но сейчас он разрушен. С другой стороны, восстанавливать здание можно, уже ориентируясь на то, что там будет этот музей. Когда я обсуждал эту идею со знакомыми, мы даже пришли к выводу, что памятник Афанасию Никитину хорошо бы перенести на причал к речному вокзалу.

***

Потом уже можно развивать тему с Афанасием Никитиным. Учредить премию за лучший проект в сфере туризма имени Афанасия Никитина. Можно учредить нагрудный знак имени путешественника, обратиться в Союз кинематографистов с предложением создать современный фильм «Хождение за три моря», создать фонд имени Афанасия Никитина, предложить его возглавить Федору Конюхову. Сделать экскурсию для туристических групп: «Великий русский путешественник купец Афанасий Никитин». Идей может быть много, главное, чтобы было кому их реализовать.

***

Для раскрутки Афанасия Никитина очень не хватает Гоши Пономарева (о Георгии Пономареве можно прочитать в интервью «Каравана» «Трудно быть Михаилом Тверским» в номере 16 (1097) от 26.04.2017). Я помню, как Гоша раскручивал Михаила Тверского. Когда все началось, я был директором драмтеатра.

Однажды открывает дверь Георгий Пономарев и говорит, что был в Твери такой русский князь Михаил Тверской и что он хочет написать о нем пьесу. Через полгода он ее принес, как раз тогда мы только открывали малую сцену в театре, он попросил дать ему возможность поставить ее на малой сцене. Мы разрешили, он поставил, а со временем он для всех стал Михаилом Тверским.

Потом мы с театром собирались на гастроли в Германию, в Оснабрюк, снова появляется Гоша и просит его взять с постановкой «Михаила Тверского». Тогда я удивился, даже возмутился, а он заявляет: «Я его на немецком языке выучил». Вера Андреевна Ефремова тогда сказала: «Пусть едет». В итоге он с успехом три раза сыграл в Германии. Мы никак не ожидали этого.

Снова проходит время, я перехожу в аппарат губернатора, веду культуру и охрану памятников, снова в моем кабинете появляется Пономарев, на этот раз с мыслью построить часовню Михаила Тверского. Я ему посоветовал построить в стороне Эммауса, на тот момент там не было церквей. В итоге церковь Михаила Тверского появилась на острове рядом с обелиском Победы. Потом он еще несколько раз появлялся в моих кабинетах, когда я был на разных должностях. Такое упорство просто удивительно.

Нужно переориентировать  в сознании людей, что Тверь – это город Афанасия Никитина, но не умаляя заслуг Михаила Тверского.

Екатерина Смирнова


Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.



Добавить комментарий

     

 

 




Караван выходит в городах:

Тверская область
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер
Московская область
  • Волоколамск
  • Дмитров
  • Дубна
  • Клин
  • Лотошино
  • Солнечногорск
  • Шаховская

 

Цирк Филатовых

Оформи подписку на газету "Караван+Я"