Новостной виджет для Яндекса

Архив номеров

Номер 32 (1011) от 19.08.2015
Раздел: Экономический пейзаж

Город должен стать брендом

Молодой географ Илья Смирнов – о том, что как выжить Торжку и Вышнему Волочку

В России усиленно развивается географическое сообщество, сейчас в Твери проходит международная олимпиада по географии. «Караван+Я» решил пообщаться с молодым ученым-географом Ильей Смирновым, который в прошлом году получил грант от Русского географического сообщества.

 

«ОБУВНАЯ ФАБРИКА В ТАЛДОМЕ НАБИРАЕТ РАБОЧИХ В КИМРАХ»

 

– Илья, вы получили грант на проект на исследование средних городов России?

– Да, я получил грант для молодых ученых от Русского географического общества. Изначально проект планировался как сугубо научный, но в ходе реализации стал отчасти образовательным. Он посвящен изучению средних городов Центральной России, особенно подробно мы рассматривали 4 города Тверской области, которые подходят под критерии: Кимры, Ржев, Торжок и Вышний Волочок. Так как я сам из Торжка, более глубокому изучению подвергся мой родной город.

– В чем стратегическая задача проекта?

– Его главная цель – оценить роль средних городов в системе расселения Центральной России. Мы выбрали именно средние города, так как этой категории городов сегодня не уделяется должного внимания. Ученых обычно интересуют либо крупные города с позитивной динамикой, либо малые депрессивные города. Между тем средние города являются ядрами экономического, демографического, социального и культурного тяготения окружающей территории и, как правило, берут на себя часть функций регионального центра, обеспечивая ими несколько муниципальных районов.

– А как вы изучали города?

– Мы изучали три основных составляющих: население, экономику и внутреннее взаимодействие городского сообщества. На первом этапе был изучен статистический материал по всем средним городам Центральной России. Затем мы проводили массовые социологические опросы и экспертные интервью (с представителями власти, бизнес-сообщества, общественными деятелями) в средних городах Тверской области. Активность городского сообщества была исследована на примере Торжка.

– Но ведь Торжок часто относят к малым городам…

– На самом деле существуют разные классификации. Чаще всего классифицируют по численности населения. Малые города до 20 тысяч (в РФ самым малым городом является Чекалин Тульской области – его население 994 человека), субсредние от 20 до 50 тысяч, средние от 50 до 100 тысяч, затем большие от 100 тысяч и т.д. В Торжке живет 46,5 тысяч человек.

– Была ли ощутимая разница между городами Тверской области, которые вы изучали?

– Конечно, все четыре города абсолютно разные. У каждого свое лицо и свой имидж. В Ржеве чувствуется до сих пор отпечаток Великой Отечественной войны. Торжок выделяется своим сохранившимся историческим центром. Безусловно, облик города накладывает определенные особенности на образ жизни людей. Кстати, Ржев и Торжок имеют довольно выгодное экономико-географическое расположение. Поэтому их экономическая база более устойчива. Модернизируются производства, приходят новые инвесторы, например, нефтяное производство Shell, несколько лет назад открывшееся в Торжке.

Кимры более ориентированы на Москву, что неудивительно – там есть люди, которые в Твери ни разу не были. Массовые трудовые миграции в Москву не лучшим образом влияют на ситуацию на рынке труда самого города. Ощущается нехватка работников, особенно в организациях социальной сферы. Когда мы изучали структуру занятости, то оказалось, что Кимры имеют наименьшую долю занятых в своей экономике, то есть люди не работают в городе. Доходит до того, что обувная фабрика в Талдоме специально приезжает за рабочими в Кимры. Это объясняется в первую очередь диспропорцией в заработной плате.

Наиболее сложная ситуация из всех средних городов Тверской области сложилась в Вышнем Волочке. В период с 1989 по 2010 гг. его население сократилось почти на 30%. Это связано с деградацией его градообразующей базы. Так как ее основу составляла текстильная промышленность, которая так и не восстановилась после кризиса 90-х. Кроме того, на оттоке населения сказывается и его транзитное местоположение.

 

«С МОЛОДЕЖЬЮ НАДО РАБОТАТЬ АДРЕСНО»

 

– Каковы перспективы у средних городов в Тверской области?

– Конечно, все не так хорошо, как хотелось бы. Население постепенно убывает. И скоро эти средние города могут стать малыми. Важно помнить, что эти города выполняют функции межрайонных центров. В них располагаются межрайонные медицинские центры, средние учебные заведения, госучреждения. Депопуляция в городах может привести к деградации функции.

Хотя в Торжке, например, активно развивается туристская отрасль. Открываются новые музеи, появляются гостиницы и объекты общественного питания. Впрочем, туризм не может быть единственной градообразующей отраслью. Нужно стремиться к всесторонней модернизации.

– А как можно сохранить города?

– Пора перестать расценивать молодежь как некую массу. Нужно работать адресно. Можно составить список людей, которые уехали учиться, пытаться подбирать и предлагать им рабочие места, предоставлять жилье. Необходимо популяризировать проведение экскурсии по городским предприятиям и организациям, чтобы дети со школьных лет видели, где они смогут работать. Многие даже не знают, какие предприятия есть в их родном городе! Но все это должно осознаваться на федеральном уровне. Для молодежи важно создавать благоприятную городскую среду. В первую очередь надо заняться общественными пространствами (парками, детскими площадками).

В ходе нашего проекта появилась идея создания опорных центров развития территорий. Из-за огромных территорий всему региону сложно опираться только на свой центральный город, нужны какие-то внутренние опорные точки. Мы рискнули заявить, что именно средние города могут ими стать. Ведь они являются межрайонными центрами, как правило, имеют выгодное экономико-географическое положение и обладают пропульсивными отраслями.

– У вашей группы есть какие-то планы на будущее?

– Конечно, ведь зимой этого года я получил грант от Агентства по делам молодежи РФ. Как раз по теме опорных центров развития территории. Он так и называется: «Опорные центры регионального развития: поиск и обоснование развития». Так что сейчас работаем в этом направлении. Сейчас в Твери проходит международная географическая олимпиада, мы присутствуем там. В будущем хотели бы, кстати, создать проект по брендированию городов, это сейчас очень популярный способ развития территории. Но пока мы только изучаем это направление.

Беседовала Екатерина СМИРНОВА


Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.



Добавить комментарий

     

 

 




Караван выходит в городах:

Тверская область
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер
Московская область
  • Волоколамск
  • Дмитров
  • Дубна
  • Клин
  • Лотошино
  • Солнечногорск
  • Шаховская

 

Тверской цирк

Оформи подписку на газету "Караван+Я"

Абитуриент-2018